По данным ставропольской полиции, с начала года жертвами мошенников в крае стали несколько тысяч человек.
Пострадавшие есть во всех территориях.
Сумма ущерба – сотни миллионов рублей.
Причём, эти деньги жертвы обмана сами перевели жуликам, поддавшись на телефонные звонки и махинации с банковскими картами.
⠀
Соблюдайте осторожность, отвечая на звонки с незнакомых номеров.
Не теряйте бдительности.
Не поддавайтесь на уловки, когда мошенники, говорят, что «ваша карта взломана», а «ваши деньги будут безвозвратно потеряны».
Или, обещая быструю наживу, хитростью выманивают конфиденциальную информацию.
⠀
Помните, что настоящий сотрудник банка никогда не будет просить сообщить по телефону данные вашей карты или код подтверждения из смс.
В подозрительных ситуациях лучше всего прервать разговор и самим перезвонить в банк, выдавший карту, по номеру, указанному на её обратной стороне.
⠀
И позаботьтесь о людях старшего возраста — чаще всего мошенники действуют в расчёте именно на них.
И нередко пенсионеры отдают преступникам свои последние сбережения.
⠀
Поговорите об этом с родными.
Напомните им главные правила финансовой безопасности.
Жертвой мошенников чаще всего становятся наиболее социально уязвимые категории населения: дети и пожилые люди. Особенно актуальной проблема мошенничества становится в отношении одиноких стариков: обостренная потребность в общении, ограничение возможности обратиться за помощью, изолированность, неумение пользоваться современными коммуникационными технологиями. Это во многом обусловливает то, что пожилые люди становятся одной из наиболее социально незащищенных категорий населения.
Особенности пожилых людей: доверчивость и открытость, страх обидеть недоверием; недостаток общения, эмоциональный «голод», одиночество; слабая информированность по ряду вопросов (незнание законодательства, некритичное отношение к официально заявленной информации и т.д.); неумение пользоваться современными коммуникационными технологиями: мобильными телефонами, компьютером, банковскими картами, привлекают мошенников.
Самым эффективным методом профилактики преступлений данной категории является информирование населения о наиболее распространенных мошеннических схемах и способах уберечься от преступных посягательств.
В отношении пожилых людей мошенники могут действовать различными способами:
— Визит домой (под видом представителей государственных организаций, например, Пенсионного фонда, социальной службы и т.д.).
— Телефонные звонки с заведомо ложной информацией (звонки с просьбой о помощи, требования погашения задолженности и многое другое).
На сегодняшний день эта схема является самой распространенной. Преступники в ходе разговора представляются от имени родственников, либо сотрудников правоохранительных органов, сообщая заведомо ложную информацию о том, что их родные совершили тяжкое уголовное преступление, при этом предлагая вариант о не привлечении к ответственности за определенную сумму. Встречаются вариации на тему: «Ваш родственник попал в больницу и за определенную плату мы переведем его в другую больницу с лучшими условиями ухода и лечения», при этом мошенники представляются главными врачами и предлагают прислать курьера на дом за деньгами.
— Обман-рассылка (сообщения о выигрыше, доступ к услугам через отправку сообщений и т.д.).
— Сетевой маркетинг (предложение «выгодно» приобрести какой — нибудь аппарат, лекарства, средства бытовой химии и пр.).
Довольно часто преступники предлагают пожилым людям лекарственные средства, медицинские приборы по дешевой цене, бесплатные врачебные услуги на дому. Эти мошенники могут иметь начальное медицинское образование и в полной мере владеть специальной терминологией, использовать соответствующую атрибутику: халаты, медицинскую технику, бланки рецептов. При общении по телефону с гражданами они ссылаются на проведение различных социальных и благотворительных программ, представляются сотрудниками известных медицинских учреждений.
— Приглашение в финансовую пирамиду (обещание выгоды при минимальных затратах).
— Классической схемой мошенничества является предложение услуг по снятию «порчи», лечению болезней с использованием экстрасенсорных способностей и др.
Сотрудники полиции предлагают несколько простых советов, как не стать жертвой мошенников:
— остерегайтесь открывать двери незнакомым Вам людям;
— если они представились сотрудниками различных социальных (коммунальных) служб, попросите у посетителей предъявить документы. Более того, даже после предъявления документов не спешите открывать незнакомцам двери. Не лишним будет позвать соседей, позвонить в соответствующие учреждения и поинтересоваться, направляли ли они своего сотрудника и как его фамилия, либо сообщить по телефону «02» о пришедших «посетителях». Отдел полиции при поступлении такого сообщения незамедлительно направит по месту жительства пенсионера наряд для проверки визитеров;
— если же Вы открыли дверь, не впускайте незнакомца в квартиру или дом, разговаривайте на пороге;
— если человек настойчиво просится в квартиру(дом) позовите соседей и попросите их присоединиться к Вам;
— позвоните родным и сообщите о «непрошеном госте»;
— не следует отдавать документы (паспорт, пенсионное, ветеранское удостоверения и т. д.);
— не оставляйте незнакомца одного в комнате;
— не доверяйте свои деньги и ценности гадалкам и ясновидящим, встретившим вас на улице или явившимся к вам в дом;
— не приобретайте у незнакомых людей, представившихся представителями торговых фирм: продукты, мелкую бытовую технику, лекарства с большой скидкой;
— не верьте людям, пришедшим к Вам домой, оформить путевку в санаторий со скидкой и требующих предоплаты;
— не обращайте внимание на СМС-ки с сообщением о выигрыше и просьбой отправить определенную сумму денег на незнакомый счет или номер;
— если вам позвонили по телефону и сообщили о том, что Ваш родственник попал в беду и для этого необходима определенная сумма денег, обязательно проверьте эту информацию, свяжитесь со своими родными;
— в дни получения пенсии посещайте почтовые отделения с родственниками или людьми, которым Вы доверяете.