Формирование личности школьника в поликультурной среде сельской школы

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Идея формирования поликультурного образовательного пространства как условия обучения, воспитания школьников имеет объективную обусловленность.

В Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» провозглашается тезис о «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».

 

Добрый день, уважаемые родители, коллеги.

Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, о любви  друг к другу, в нашей  многонациональной стране и убедимся в том, что все мы – братья и сестры на планете единой

Российская Федерация является многонациональным государством, в котором проживают 180 национальностей. Содержание образования  содействует сохранению национальной специфики и этнического самосознания.Важной особенностью поликультурного образования России становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия.

Поликультурноевоспитание–этоцеленаправленный гуманистический процесс приобщения подрастающего поколения к универсальным ценностям, формирования личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности вмногонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, вероисповеданий. Характерной чертой многих регионов России, в том числе и Ставропольского края, является многонациональность, поэтому для педагогов нашей школы актуальным становится разработка и реализация концепций поликультурного воспитания. Сегодня школа ориентируется на воспитание высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности.

Поликультурное воспитание сегодня –этожизненная необходимость. Это сложное и многоаспектное понятие, обозначающее целенаправленный педагогический процесс приобщения подрастающего поколения к этнической, общероссийской имировой культуре, нравственное и гражданское воспитание молодежи, формирование готовности и умения жить в дружбе в многонациональной среде.

 

Школа начинается с любви:«Если мы научим, ребёнка любить, мы научим его всему» (Ю. Азаров).

 

Наша школа  -это сельская школа. Она имеет своё «лицо»и свои традиции. Все жители села относятся к школе как к общему дому, в котороместьтепло и взаимопонимание. Мывсе-ученики,учителя,родители -единая семья.

 

Педагогический коллектив школы опираясь на культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся у нас, постарались создать такую поликультурную образовательную среду, которая способствует становлению социально активной творческой личности. Создание такой модели воспитательной работы позволило нам повысить потенциал всей воспитательной работы в школе, помогло детям не потерять своей национальной самобытности, раскрыть им глубину исторического опыта, бережного отношения к природе, своей культуре, традициям, а также воспитать в учениках чувство

уважения к уникальности и неповторимости своей социокультурной среды.

Воспитательная работа в школе ведется по направлениям:

 

  • Интеллектуально-познавательная деятельность.
    • Духовно-нравственное воспитание.
    • Оздоровительная деятельность.
    • Художественно-эстетическое развитие.
    • Саморазвитие, самоопределение.
    • Семья и школа.

Для решения воспитательных задач в школе реализуются различные программы:

 

«Поликультурное  воспитание», «Одаренные дети», «Здоровье», «Да не прервется память наша….», «Лето»

 

Цель программы«Поликультурного  воспитания»: создание условий для развития духовной культуры на основе национальных традиций и обычаев, формирование межэтнической толерантности, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечение культурного диалога представителей различных национальностей.

 

Задачи:

  • содействовать построению равноправных отношений

со сверстниками, которые основаны на взаимопонимании, взаимооценке,различных формах общения;

  • формировать патриотические чувства: любовь к Родине, земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ;
  • изучать обычаи и традиции разных этносов;
  • приобщить учащихся к культуре родного края,традициям села и школы;
  • формировать культуру межнационального общения, воспитывая в духе мира и ненасилия, толерантности.

 

В результате реализации программы мы планируем

Формировать толерантную личность в полиэтнической среде, через воспитание на народно–педагогическихинационально-культурных традициях,  навыки общения и жизни в условиях диалога культур и народов, межнационального общения,  стремление к саморазвитию и самообразованию, к обогащению своегодуховного и морального потенциала.

Пробуждать интерес у учащихся к культуре своего народа, а также другихнародов.

 

Согласно этой программе в школе проводятся различные мероприятия.

 

Дляобучающихся начальных классов:

Экскурсии по селу, конкурс рисунков на тему «Мой поселок», «Моя школа», «Моя семья»,  встречи с интересными людьми села, классные часы на тему: «Моя Родина», составление генеалогического древа своей

семьи, проектная деятельностьобучающихся «Моя малая Родина», «Светлая Пасха», «Знакомство с русской сказкой».
Для обучающихся среднего звена,5-9 классы:

Конкурс сочинений на тему «Я здесь живу», фотовыставка «Моя малая Родина», спортивный праздник «Мы сильные», классные часы на тему «Все мы разные, а родина одна», проектная деятельность обучающихся

Для обучающихся старших классов:

Исследовательская работа по изучению истории своей Родины, классные часы «Мое село: проект будущего», «Толерантность-путь к миру», конкурс сочинений, круглые столы, конференции

 

 

Приоритетным направлением в воспитательной работе школы мы считаемдуховно-нравственноеипатриотическоевоспитаниеобучающихсяв многонациональной школе.

Традиционным в нашей школе стало проведение фестиваля

«Наша родина Россия», Праздники, посвященные Дню независимости Греции и Дню «Охи», где принимают участие учащиеся из разных школ Предгорного района.

Волонтеры нашей школы  посещают пожилых людей, оказывают посильную помощь в сельскохозяйственных и домашних работах.

Организуют встречи с ветеранами педагогического труда, с выпускниками школы.  Их всех объединяет любовь и преданность родной школе, стремление сохранить  традиции, передающиеся из поколения в поколение.

В прошлом году мы посетили детский дом №10 имени Крупской в г. Железноводске. В результате акции «Радость в каждое сердце» учащиеся нашей школы получили возможность подарить  детям подарки к Новому году,  показали им свой концерт.

 

На территории поселка есть храм БогоотцовИоакима и Анны. Наши  школьники посещают храм  и помогают настоятелю отцу Андрею. Во время летних каникул  организовываются  поездки по святым местам  Кавказских Минеральных Вод.

 

Учащиеся школы с помощью родителей и старожилов поселка  активно работают над созданием школьного музея «Наши истоки»,  собирают материал: историю, традиции, обычаи, пословицы, поговорки,  предметы быта всех народностей, проживающих на территории Предгорного района.

 

В рамках гражданско – патриотического воспитания в школе проводятся классные часы, беседы, встречи с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане, с ветеранами ВОВ.

На территории поселка воздвигнуть мемориал воинам, павшим в годы ВОВ. Волонтеры школы ухаживают за обелиском, там ежегодно проводим митинги.  К сожалению, в нашем поселке ветеранов ВОВ нет и активисты детского самоуправления «Надежда» в рамках социального проекта создали «Альбом Памяти». Этот альбом был создан по рассказам вдов ВОВ. Их у нас в поселке – шесть. Школьники всегда посещают их, поздравляют с праздниками. Каждый класс участвуют в акции:  «Георгиевская ленточка», Бессмертный полк»

Ко Дню Защитника Отечества проводятся рыцарский турнир«А ну-ка, парни», спортивные состязания по греко – римской борьбе, теннису, волейболу. Проводится смотр песни и строя и конкурс инсценированной песни.

В этом году, в рамках празднования 70 – летия Великой Победы,    наши школьники организовали товарищескую встречу по волейболу с сош №8 города Ессентуки и сош №7 Предгорного района.

 

Наш педагогический коллектив считает, что одним из направлений достижения положительного результата в решении проблем организации воспитательной деятельности является система дополнительного образования в школе. Вшколе работают кружки  различной направленности, а также спортивные секции.  Общая занятость обучающихся составляет 83% в школе и 41 % вне  школы.

Сегоднянашашкола сотрудничает с учреждениядополнительногообразования:сдетско-юношеская спортивнаяшкола, на базе нашей школы проводятся занятия по шахматам, с детской  школой  искусств, с Центромдополнительногообразованиядетей — танцевальный кружок «Илиос».  Наши школьники участвуют на различных конкурсах. В прошлом году мы стали Лауреаты II степени краевого конкурса «Веснушки — 2014» и дипломантами  III степени в 13-м Южно-Российском фестивале-конкурсе искусств «Аплодисменты»

 

интеллектуальное воспитание

Главную роль в поликультурном  воспитании играют учителя- предметники.
Основным фактором результатов работы учителей-предметников выступают традиционные общешкольные дела, содержание и качество которых во многом определяет морально-нравственный облик и гражданскую активность учащихся, формирует духовный мир школьников, способствует их эмоциональному благополучию.
Учителя- предметники проводят предметные недели, научные конференции,  традиционные праздники. В цикле мероприятий, посвящённых «Дню Победы», мы тесно сотрудничаем с учителями истории, русского языка и литературы.

 

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и детьми войны, проведение экскурсий в музеи города, подготовка и проведение фестиваля инсценированной солдатской песни способствует познанию героической истории нашей страны, воспитанию патриотизма и доброго отношения к старшему поколению. В декабре мы отмечали  «День героя России»; проведены дискуссии на темы: «Человек может умереть дважды: когда его догонит пуля и когда умирает память о нем», «Герои Отечества – наши земляки» и т.д.
К 70-летию снятия блокады Ленинграда 27 января была проведена композиция «Блокада».  Дети рассказывали о стойкости и мужестве людей, которые не сдались и выжили в эти страшные дни.

Акция “Горжусь своими корнями” – ребята проводят взаимосвязь истории страны и своей семьи. Важно то, что в данной работе принимают участие не только ребята школы, но и жители села.

В рамках предметных  недель проводятся различные мероприятия, способствующие обогащению  духовного и морального потенциала,

пробуждению интереса у учащихся к культуре своего народа, а также других народов.

 

По географии

Неделя иностранных языков «Евровидение»

Неделя технологии «кухня народов мира»

 

семейное воспитание

Важнейшим  направлением деятельности школы является просвещение семьи по вопросам духовно — нравственного воспитания, возрождение традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российско — духовных и культурно -исторических традиций.

Родители — участники всех событий и мероприятий, проводимых в школе. Тема толерантности, нравственного воспитания затрагивается на всех родительских собраниях,  заседаниях управляющего совета школы.

В  школе прошло общешкольное родительское собрание отцов на тему «Роль отца в воспитании детей». Основной вопрос — это духовно -нравственное воспитание детей в семье. Школа состоялась как единая семья, общий дом, где национальное многообразие проникнуто единством.Единство в многообразии – вот главный принцип школы, определяющий направленность работы всего педагогического коллектива.

 

Выпускник нашей школы — это человек, знающий свою родословную, любящий свою малую и большую Родину, уважающий и чтящий обычаи и традиции предков, признающий права других людей с их убеждениями и вероисповеданием, обладающий навыками   общения и жизни в условиях диалога культур;

понимающий необходимость уравновешения всех даров природы и направления их к одной цели- нравственному совершенству.

 

Модель поликультурной личности

* Обладающий высокой политической и

демократической культурой

* Физически и нравственно здоровый

* Образованный

* Духовно богатый

* Творчески мыслящий

* Социально активный

* Способный определить свое будущее

* Морально устойчивый