«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
Идея формирования поликультурного образовательного пространства как условия обучения, воспитания школьников имеет объективную обусловленность.
В Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» провозглашается тезис о «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».
Добрый день, уважаемые родители, коллеги.
Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, о любви друг к другу, в нашей многонациональной стране и убедимся в том, что все мы – братья и сестры на планете единой
Российская Федерация является многонациональным государством, в котором проживают 180 национальностей. Содержание образования содействует сохранению национальной специфики и этнического самосознания.Важной особенностью поликультурного образования России становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия.
Поликультурноевоспитание–этоцеленаправленный гуманистический процесс приобщения подрастающего поколения к универсальным ценностям, формирования личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности вмногонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, вероисповеданий. Характерной чертой многих регионов России, в том числе и Ставропольского края, является многонациональность, поэтому для педагогов нашей школы актуальным становится разработка и реализация концепций поликультурного воспитания. Сегодня школа ориентируется на воспитание высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности.
Поликультурное воспитание сегодня –этожизненная необходимость. Это сложное и многоаспектное понятие, обозначающее целенаправленный педагогический процесс приобщения подрастающего поколения к этнической, общероссийской имировой культуре, нравственное и гражданское воспитание молодежи, формирование готовности и умения жить в дружбе в многонациональной среде.
Школа начинается с любви:«Если мы научим, ребёнка любить, мы научим его всему» (Ю. Азаров).
Наша школа -это сельская школа. Она имеет своё «лицо»и свои традиции. Все жители села относятся к школе как к общему дому, в котороместьтепло и взаимопонимание. Мывсе-ученики,учителя,родители -единая семья.
Педагогический коллектив школы опираясь на культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся у нас, постарались создать такую поликультурную образовательную среду, которая способствует становлению социально активной творческой личности. Создание такой модели воспитательной работы позволило нам повысить потенциал всей воспитательной работы в школе, помогло детям не потерять своей национальной самобытности, раскрыть им глубину исторического опыта, бережного отношения к природе, своей культуре, традициям, а также воспитать в учениках чувство
уважения к уникальности и неповторимости своей социокультурной среды.
Воспитательная работа в школе ведется по направлениям:
- Интеллектуально-познавательная деятельность.
• Духовно-нравственное воспитание.
• Оздоровительная деятельность.
• Художественно-эстетическое развитие.
• Саморазвитие, самоопределение.
• Семья и школа.
Для решения воспитательных задач в школе реализуются различные программы:
«Поликультурное воспитание», «Одаренные дети», «Здоровье», «Да не прервется память наша….», «Лето»
Цель программы«Поликультурного воспитания»: создание условий для развития духовной культуры на основе национальных традиций и обычаев, формирование межэтнической толерантности, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечение культурного диалога представителей различных национальностей.
Задачи:
- содействовать построению равноправных отношений
со сверстниками, которые основаны на взаимопонимании, взаимооценке,различных формах общения;
- формировать патриотические чувства: любовь к Родине, земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ;
- изучать обычаи и традиции разных этносов;
- приобщить учащихся к культуре родного края,традициям села и школы;
- формировать культуру межнационального общения, воспитывая в духе мира и ненасилия, толерантности.
В результате реализации программы мы планируем
Формировать толерантную личность в полиэтнической среде, через воспитание на народно–педагогическихинационально-культурных традициях, навыки общения и жизни в условиях диалога культур и народов, межнационального общения, стремление к саморазвитию и самообразованию, к обогащению своегодуховного и морального потенциала.
Пробуждать интерес у учащихся к культуре своего народа, а также другихнародов.
Согласно этой программе в школе проводятся различные мероприятия.
Дляобучающихся начальных классов:
Экскурсии по селу, конкурс рисунков на тему «Мой поселок», «Моя школа», «Моя семья», встречи с интересными людьми села, классные часы на тему: «Моя Родина», составление генеалогического древа своей
семьи, проектная деятельностьобучающихся «Моя малая Родина», «Светлая Пасха», «Знакомство с русской сказкой».
Для обучающихся среднего звена,5-9 классы:
Конкурс сочинений на тему «Я здесь живу», фотовыставка «Моя малая Родина», спортивный праздник «Мы сильные», классные часы на тему «Все мы разные, а родина одна», проектная деятельность обучающихся
Для обучающихся старших классов:
Исследовательская работа по изучению истории своей Родины, классные часы «Мое село: проект будущего», «Толерантность-путь к миру», конкурс сочинений, круглые столы, конференции
Приоритетным направлением в воспитательной работе школы мы считаемдуховно-нравственноеипатриотическоевоспитаниеобучающихсяв многонациональной школе.
Традиционным в нашей школе стало проведение фестиваля
«Наша родина Россия», Праздники, посвященные Дню независимости Греции и Дню «Охи», где принимают участие учащиеся из разных школ Предгорного района.
Волонтеры нашей школы посещают пожилых людей, оказывают посильную помощь в сельскохозяйственных и домашних работах.
Организуют встречи с ветеранами педагогического труда, с выпускниками школы. Их всех объединяет любовь и преданность родной школе, стремление сохранить традиции, передающиеся из поколения в поколение.
В прошлом году мы посетили детский дом №10 имени Крупской в г. Железноводске. В результате акции «Радость в каждое сердце» учащиеся нашей школы получили возможность подарить детям подарки к Новому году, показали им свой концерт.
На территории поселка есть храм БогоотцовИоакима и Анны. Наши школьники посещают храм и помогают настоятелю отцу Андрею. Во время летних каникул организовываются поездки по святым местам Кавказских Минеральных Вод.
Учащиеся школы с помощью родителей и старожилов поселка активно работают над созданием школьного музея «Наши истоки», собирают материал: историю, традиции, обычаи, пословицы, поговорки, предметы быта всех народностей, проживающих на территории Предгорного района.
В рамках гражданско – патриотического воспитания в школе проводятся классные часы, беседы, встречи с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане, с ветеранами ВОВ.
На территории поселка воздвигнуть мемориал воинам, павшим в годы ВОВ. Волонтеры школы ухаживают за обелиском, там ежегодно проводим митинги. К сожалению, в нашем поселке ветеранов ВОВ нет и активисты детского самоуправления «Надежда» в рамках социального проекта создали «Альбом Памяти». Этот альбом был создан по рассказам вдов ВОВ. Их у нас в поселке – шесть. Школьники всегда посещают их, поздравляют с праздниками. Каждый класс участвуют в акции: «Георгиевская ленточка», Бессмертный полк»
Ко Дню Защитника Отечества проводятся рыцарский турнир«А ну-ка, парни», спортивные состязания по греко – римской борьбе, теннису, волейболу. Проводится смотр песни и строя и конкурс инсценированной песни.
В этом году, в рамках празднования 70 – летия Великой Победы, наши школьники организовали товарищескую встречу по волейболу с сош №8 города Ессентуки и сош №7 Предгорного района.
Наш педагогический коллектив считает, что одним из направлений достижения положительного результата в решении проблем организации воспитательной деятельности является система дополнительного образования в школе. Вшколе работают кружки различной направленности, а также спортивные секции. Общая занятость обучающихся составляет 83% в школе и 41 % вне школы.
Сегоднянашашкола сотрудничает с учреждениядополнительногообразования:сдетско-юношеская спортивнаяшкола, на базе нашей школы проводятся занятия по шахматам, с детской школой искусств, с Центромдополнительногообразованиядетей — танцевальный кружок «Илиос». Наши школьники участвуют на различных конкурсах. В прошлом году мы стали Лауреаты II степени краевого конкурса «Веснушки — 2014» и дипломантами III степени в 13-м Южно-Российском фестивале-конкурсе искусств «Аплодисменты»
интеллектуальное воспитание
Главную роль в поликультурном воспитании играют учителя- предметники.
Основным фактором результатов работы учителей-предметников выступают традиционные общешкольные дела, содержание и качество которых во многом определяет морально-нравственный облик и гражданскую активность учащихся, формирует духовный мир школьников, способствует их эмоциональному благополучию.
Учителя- предметники проводят предметные недели, научные конференции, традиционные праздники. В цикле мероприятий, посвящённых «Дню Победы», мы тесно сотрудничаем с учителями истории, русского языка и литературы.
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и детьми войны, проведение экскурсий в музеи города, подготовка и проведение фестиваля инсценированной солдатской песни способствует познанию героической истории нашей страны, воспитанию патриотизма и доброго отношения к старшему поколению. В декабре мы отмечали «День героя России»; проведены дискуссии на темы: «Человек может умереть дважды: когда его догонит пуля и когда умирает память о нем», «Герои Отечества – наши земляки» и т.д.
К 70-летию снятия блокады Ленинграда 27 января была проведена композиция «Блокада». Дети рассказывали о стойкости и мужестве людей, которые не сдались и выжили в эти страшные дни.
Акция “Горжусь своими корнями” – ребята проводят взаимосвязь истории страны и своей семьи. Важно то, что в данной работе принимают участие не только ребята школы, но и жители села.
В рамках предметных недель проводятся различные мероприятия, способствующие обогащению духовного и морального потенциала,
пробуждению интереса у учащихся к культуре своего народа, а также других народов.
По географии
Неделя иностранных языков «Евровидение»
Неделя технологии «кухня народов мира»
семейное воспитание
Важнейшим направлением деятельности школы является просвещение семьи по вопросам духовно — нравственного воспитания, возрождение традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российско — духовных и культурно -исторических традиций.
Родители — участники всех событий и мероприятий, проводимых в школе. Тема толерантности, нравственного воспитания затрагивается на всех родительских собраниях, заседаниях управляющего совета школы.
В школе прошло общешкольное родительское собрание отцов на тему «Роль отца в воспитании детей». Основной вопрос — это духовно -нравственное воспитание детей в семье. Школа состоялась как единая семья, общий дом, где национальное многообразие проникнуто единством.Единство в многообразии – вот главный принцип школы, определяющий направленность работы всего педагогического коллектива.
Выпускник нашей школы — это человек, знающий свою родословную, любящий свою малую и большую Родину, уважающий и чтящий обычаи и традиции предков, признающий права других людей с их убеждениями и вероисповеданием, обладающий навыками общения и жизни в условиях диалога культур;
понимающий необходимость уравновешения всех даров природы и направления их к одной цели- нравственному совершенству.
Модель поликультурной личности
* Обладающий высокой политической и
демократической культурой
* Физически и нравственно здоровый
* Образованный
* Духовно богатый
* Творчески мыслящий
* Социально активный
* Способный определить свое будущее
* Морально устойчивый