14 апреля 2017 года состоялся районный практико-ориентированный семинар по организации каникулярного отдыха детей для воспитателей лагерей с дневным пребыванием. Педагоги из 24 школ Предгорного района собрались для того, чтобы научиться организовать нескучный летний отдых детей в пришкольных лагерях, сделать его источником радости, здоровья, новых впечатлений, знаний и открытий.
Отдых требуется всем – не только взрослым, но и детям! Ведь маленькие «работяги» ничуть не меньше устают, сидя за учебниками в школе или приобретая новые умения и навыки в кружках и секциях. Но, если взрослые отдыхают, проводя свободное время за просмотром телепередач и фильмов, за чтением любимых книг, общением реальным и виртуальным, то дети любят отдыхать совсем по-другому. Их любознательные глазки всегда стремятся на поиск захватывающих приключений, радостных эмоций и новых впечатлений; они мечтают о походах и путешествиях. Им никогда, ни в дождь, ни в снегопад, ни жарким летом не сидится дома. У школьников много планов на лето. И все эти планы связаны, в первую очередь, с отдыхом. Ведь каникулы и предназначено для этого.
Летние каникулы — время новых возможностей для саморазвития и роста, идеальное время для развития самостоятельности, творческого потенциала детей, включения их в систему новых отношений, для восстановления сил, израсходованных за учебный год. Эта самая замечательная и долгожданная пора для всех детей вызывает, вместе с тем, массу вопросов у родителей и, конечно, главный из них: «Куда пристроить маленького «отпускника» пока родители на работе?».
Проблема культуры и здоровья подрастающего поколения вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской Федерации; всё больше внимания отводится организации летнего отдыха детей. Повсеместно стали восстанавливаться, приводиться в порядок и открываться новые площадки детских оздоровительных лагерей. Немаловажную роль в организации летнего отдыха играет и такая форма, как лагерь с дневным пребыванием, она востребована родителями и значит, требуется внимание для её развития.
Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, организующих жизнедеятельность ребенка в лагере. Педагогу необходимо максимально быстро перестроиться и включиться в новый вид деятельности; обладать определёнными организаторскими навыками; самоконтролем, психолого-педагогической эрудицией и т.д.
Именно на формирование данных навыков, на разъяснение специфики организации летнего отдыха в лагере с дневным пребыванием детей и был направлен данный семинар.
В программу семинара был включен региональный компонент — презентация, посвящённая 240-летию краевой столицы. Эту юбилейную дату жители края отпразднуют в начале осени. А на каникулах педагоги познакомят детей с богатством нашей малой родины, создадут условия для действенного воспитания родной культурой, расширения знаний и эстетического кругозора детей. Ведь лето, как нельзя лучше, подходит для такого рода деятельности.
С целью ознакомления с одной из современных педагогических технологий — технологией образовательного путешествия и, в преддверии юбилея Ставрополя, был проведён практикум «Экскурсия».
В трактовке доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалёвой: «Образовательные путешествия — это путешествия в пространстве — в другие страны, и во времени — к очагам культуры, к истокам, в эпохи, где хранится то наследие, на которое может опираться современная культура. Это — путешествия в историю народов, приобщение к исканиям прародителей, предшественников». Путешествуя, участвуя в экскурсии, дети вовлекаются в соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям разнообразную деятельность, направленную на формирование у них патриотизма, осознания принадлежности к своему Отечеству, традициям и историко-культурному наследию малой родины.
Участники семинара обменялись опытом и пополнили свой багаж ценнейшими знаниями организации нескучных каникул. Всё, что они узнали на семинаре, все заготовки идей помогут им с успехом реализовать свои творческие проекты в летнем лагере и, вместе с детьми, организовать лучшие каникулы детства!
Шаншина М.П., методист ЦДТ