Основные положения Всероссийского конкурса сочинений 2015 года. (муниципальный уровень)

I. Цели и задачи проведения Всероссийского конкурса сочинений

Цели проведения Всероссийского конкурса сочинений:

  • возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные компетенции учащегося на разных этапах обучения и воспитания личности;
  • обобщение, систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развития связной письменной речи учащихся в целом.

Задачи проведения Всероссийского конкурса сочинений:

  • создать условия для самореализации учащихся, повышения их социальной и творческой активности;
  • укрепить положительное отношение подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям;
  • актуализировать идею грамотного владения русским языком и знание художественной литературы;
  • предоставить учащимся возможности продемонстрировать приобретенные коммуникативную, речеведческую, литературоведческую компетенции при создании текста;
  • развить интерес и стимулировать учащихся к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;
  • актуализировать умения учащихся в области применения языка в ситуации создания текста;
  • выявить литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста;
  • привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования; к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;
  • продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
  • получить внешнюю оценку образовательного результата, закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных гуманитарных проблем.
  • способствовать распространению эффективных педагогических методик и  практик в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
  • привлечь внимание педагогических работников к проблемам развития связной письменной речи учащихся и обучения написанию сочинения как метапредметного результата образования;
  • обеспечить дополнительные условия для профессиональной самореализации и самооценки учителя, совершенствования его профессиональных компетенций  в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений.

II. Этапы проведения Всероссийского конкурса сочинений

Всероссийский конкурс сочинений проводится не позднее 1 ноября 2015 г. (общее число участников – не менее 300 человек из не менее 50 субъектов Российской Федерации) в 4 этапа:
1 этап – школьный, очный (21 сентября)
2 этап – муниципальный, заочный.
3 этап – региональный, заочный.
4 этап – федеральный, заочный.

Определение победителей и призеров Конкурса на федеральном уровне – до 30 октября 2015 г.

Конкретные сроки и регламент проведения Конкурса будут объявлены Приказом Министерства образования и науки РФ в августе 2015 г.

III. Правила участия во Всероссийском конкурсе сочинений

Участие в Конкурсе принимают учащиеся 4-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных организаций Российской Федерации на добровольной основе.

Конкурс должен способствовать созданию ситуации успеха для значительного числа учащихся разных возрастов и различных физических возможностей. В связи с этим необходимо уйти от сложившегося мнения, что только избранные, обладающие особыми литературными способностями школьники, должны принимать участие в подобных конкурсах.

Выделяются следующие группы участников Конкурса:

  • учащиеся 4 – 5 классов;
  • учащиеся 6 – 7 классов;
  • учащиеся 8 – 9 классов;
  • учащиеся 10 – 11 классов.

Такое деление обосновано возрастными особенностями развития у учащихся текстовой компетенции, а также особенностями содержания и построения курсов русского языка и литературы в рамках общего образования.

IV. Тематические направления Конкурса

  1. Поскольку 2015 год объявлен в России Годом литературы, тематика Конкурса посвящена российским поэтам и писателям, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 году, а также юбилеям литературных произведений.
    Писатели-юбиляры 2015 г. (примерный список):
  • 270 лет со дня рождения Д.И. Фонвизина
  • 220 лет со дня рождения А.С. Грибоедова
  • 215 лет со дня рождения Е.А. Боратынского
  • 200 лет со дня рождения П.П. Ершова
  • 195 лет со дня рождения А.А. Фета
  • 180 лет со дня рождения Н.Г. Помяловского
  • 160 лет со дня рождения В.М. Гаршина
  • 155 лет со дня рождения А.П. Чехова
  • 150 лет со дня рождения Д.С. Мережковского
  • 145 лет со дня рождения А.И. Куприна и И.А. Бунина
  • 135 лет со дня рождения А. Белого, А.А. Блока, А.С. Грина, С. Черного
  • 130 лет со дня рождения В. Хлебникова
  • 125 лет со дня рождения Б.Л. Пастернака
  • 120 лет со дня рождения С.А. Есенина
  • 110 лет со дня рождения М.А. Шолохова
  • 105 лет со дня рождения А.Т. Твардовского, Ю.П. Германа, О.Ф. Бергольц
  • 100 лет со дня рождения К.М. Симонова, В.М. Тушновой
  • 95 лет со дня рождения Ф.А. Абрамова, Ю.М. Нагибина, Д.С. Самойлова
  • 90 лет со дня рождения Ю.В. Трифонова, Е.И. Носова
  • 85 лет со дня рождения Ю.С. Рытхэу
  • 75 лет со дня рождения И.А. Бродского

Литературные произведения-юбиляры 2015 года (примерный список):

  • 250 лет первой публикации книги «Басни» И.А. Крылова
  • 225 лет книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • 215 лет со времени первого издания древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве»
  • 195 лет поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
  • 190 лет драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»
  • 185 лет драматическому циклу А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» и сборнику «Повести Белкина»
  • 180 лет книге Н.В. Гоголя «Миргород», драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и роману И.И. Лажечникова «Ледяной дом»
  • 175 лет роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • 170 лет роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди» и комедии А.Н. Островского «Лес»
  • 160 лет книге Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы»
  • 155 лет роману И.С. Тургенева «Накануне»
  • 150 лет повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
  • 145 лет трагедии А.К. Толстого «Царь Борис» и сатирическому роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • 140 лет роману Ф.М. Достоевского «Подросток» и комедии А.Н. Островского «Волки и овцы»
  • 135 лет роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
  • 120 лет поэтическому сборнику «В безбрежности» К.Д. Бальмонта, рассказам М. Горького «Старуха Изергиль» и «Челкаш»
  • 115 лет поэтическим сборникам «Горящие здания» К.Д. Бальмонта, «Tertia Vigilia» («Третья стража») В.Я. Брюсова и рассказу И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
  • 110 лет повести А.И. Куприна «Поединок»
  • 105 лет сборнику стихотворений М.И. Цветаевой «Вечерний альбом»
  • 100 лет сборнику И. Северянина «Ананасы в шампанском», поэме А.А. Блока «Соловьиный сад», поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»
  • 85 лет поэме В.В. Маяковского «Во весь голос»
  • 95 лет поэме С.А. Есенина «Сорокоуст»
  • 90 лет поэме С.А. Есенина «Анна Снегина», роману Ю.Н. Тынянова «Кюхля», сказке К. Чуковского «Бармалей», поэме В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • 85 лет роману А.П. Платонова «Котлован», книге Б.С. Житкова «Рассказы о животных»
  • 75 лет роману М.А. Шолохова «Тихий Дон», повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
  • 70 лет поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», роману А.Н. Толстого «Петр I», книге М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
  • 60 лет поэтическим сборникам Р.И. Рождественского «Флаги весны» и Н.А Заболоцкого «Некрасивая девочка», повести В.Ф. Пановой «Серёжа», поэме «Дядя Стёпа – милиционер» С.В. Михалкова
  • 50 лет роману А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу», поэтическому сборнику Р.И. Рождественского «Радиус действия», роману Н.Н. Носова «Незнайка на Луне»
  • 45 лет поэтическому сборнику Б.А. Ахмадулиной «Уроки музыки», повести В.Быкова «Сотников»
  • 40 лет роману А.И. Солженицына «Бодался теленок с дубом», повести Ю.И. Коваля «Недопёсок», повести А.Г. Алексина «Третий в пятом ряду»
  • 25 лет поэтическому сборнику А.А. Вознесенского «Аксиома самоиска»
  • 15 лет со времени начала публикации цикла Б.Акунина «Приключения Эраста Фандорина»
  1. В 2015 году в России мы отметили 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому эта тема также включается в тематику конкурсных работ. Сочинения в рамках этого тематического направления могут быть посвящены книгам о войне, творчеству писателей и поэтов-фронтовиков, военным событиям в истории региона, города или населенного пункта, мемориалу ВОВ, установленному на родине участника Конкурса, страницам войны в истории одной семьи, рассказу о конкретном человеке – участнике боевых действий или работнике тыла, рассказу о военном детстве членов семьи и т.д.
  2. Еще одним тематическим направлением Конкурса является история российского предпринимательства и его связь с историей культуры России. Сочинения в рамках этого тематического направления могут быть посвящены фактам биографии русских предпринимателей-меценатов; истории создания и современной жизни культурных учреждений, музеев и памятников, созданных при поддержке предпринимателей-меценатов.

Рабочая группа регионального этапа Конкурса производит отбор нескольких  тематических направлений (в соответствии с Положением о Конкурсе), из которых   не менее 3-х должны быть посвящены авторам-юбилярам и книгам-юбилярам; 1 – Великой Отечественной войне; 1 – истории российского предпринимательства. Таким образом, на уровне региона может быть выбрано не менее 5 тематических направлений. Выбор производится с учетом литературных и культурных традиций региона. Например, в Чукотском АО, скорее всего, целесообразно выбрать в качестве одного из авторов-юбиляров Ю. Рытхэу, в Ростовской области – направление, связанное с творчеством М.А. Шолохова, в Крыму – с творчеством А. Грина, в Севастополе – с юбилеем книги Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы» и т.д. Тематику истории российского предпринимательства можно раскрыть на примере объектов культуры родного края, в создании, восстановлении или поддержке которых в прошлом и настоящем принимали участие российские предприниматели.

При выборе тематических направлений следует учитывать интересы и возможности участников Конкурса младшей возрастной группы, т.е. как минимум одно тематическое направление должно быть посвящено авторам произведений для детей или книгам для детей младшего школьного возраста.

В соответствии с выбранными на региональном уровне тематическими направлениями происходит подготовка участников к Конкурсу. Представляется целесообразным в целях обеспечения психологического комфорта учащихся-участников Конкурса объявление за неделю до проведения школьного этапа Конкурса тематических направлений сочинений, которые определит региональная Рабочая группа.

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции учащегося, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.

V. Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям

  • «История моего знакомства с …. (писателем или произведением)». Жанр – рассказ.
  • «О чем книги говорят по ночам». Жанр – сказка.
  • «Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)». Жанр – письмо.
  • «Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина». Жанр – заочная экскурсия.
  • «Не гаснет памяти свеча». «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого». Жанр – очерк.
  • «Слово о Грибоедове». Жанр – слово.
  • «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека» (Белинский), (размышления о романе, например, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского» или «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина»). Жанр – эссе.
  • «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»). Жанр – эссе.
  • «В нашем городе есть памятник…» (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне; о памятнике или культурном объекте, созданном при поддержке предпринимателей-меценатов). Жанр – очерк, заочная экскурсия.
  • «История страны – это история людей» (о конкретном человек или семье в годы ВОВ, о ком-то из российских меценатов). Жанр – рассказ, очерк.

Данные примеры являются ориентировочными. Использование предложенных формулировок в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.

VI. Жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений

В соответствии с целями и задачами Конкурса, возрастными особенностями учащихся и требованиями к результатам образования, определяемыми ФГОС и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений:

Рассказ
1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Сказка
1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.
2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

Письмо
1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

Заочная экскурсия
1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.
2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

Очерк
1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.
3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.

Слово
1. Жанр ораторской прозы и публицистики.
2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.
3. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.

Эссе
1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
4. В современном литературоведении – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

VII. Критерии оценки сочинений

Система критериев оценивания конкурсных работ направлена на выявление:

  • личностного уровня восприятия темы и ее интерпретации учащимся;
  • заинтересованности пишущего в предмете речемыслительной деятельности;
  • способности выдвигать оригинальную идею, формулировать собственную концепцию, версию прочтения, аргументировать свою позицию;
  • коммуникативных, диалогических способностей учащегося: умение согласовывать свое и чужое, новое и данное, вступать в диалог с иной точкой зрения, встраиваться в жанровую форму и преобразовывать ее;
  • языковых и речевых умений учащегося: богатство и живость языка, владение нормами литературного языка и правилами текстопостроения;
  • уровня развития функциональной грамотности и общей культуры оформления текста.

Исходя из целей и задач конкурса, тематических направлений и определения жанровой специфики конкурсных работ, разработаны критерии оценки сочинений, участвующих в Конкурсе.

  1. Соответствие сочинения тематическим ограничениям, заданным требованиями конкурса

Критерий позволяет выявить и оценить степень понимания участником тематики конкурса, умение создавать текст на определенную тему, размышлять в заданном тематическом поле, знание литературного материала, входящего в тематику конкурса.

2.Соответствие содержания сочинения теме и выбранному тематическому направлению

Критерий позволяет оценить авторский подход к созданию сочинения в контексте заданных тематических направлений, соотнесенность с заданным тематическим направлением, адекватность выбранному жанру и историко-литературному или литературному материалу (личность писателя либо те или иные аспекты анализа художественного произведения), соответствие темы содержанию, а также коммуникативные качества текста: наличие или отсутствие коммуникативного замысла, четкое понимание того, какие идеи, мысли, открытия, ценностные установки автор хочет донести до читателя, цельность и понятность коммуникативного замысла, адекватность коммуникативного замысла и его воплощения в тексте.

  1. Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра)

Критерий позволяет выявить и оценить степень владения участником знаниями и умениями в области жанровых особенностей текстов, умение создавать собственный текст с опорой на характерные признаки жанра, понимание взаимозависимости содержания и жанра текста, обоснованность выбора того или иного жанра для выражения собственного коммуникативного замысла.

  1. Композиция сочинения

Критерий позволяет выявить и оценить композиционные качества сочинения, умения автора в области построения связного письменного текста: наличие и цельность композиции, наличие вычленяемых композиционных элементов, логичность их расположения и соразмерность относительно друг друга, соответствие композиции выбранному жанру и логике развития мысли.

  1. Личностное восприятие тематики и проблематики сочинения.

Критерий позволяет выявить и оценить уровень заинтересованности автора в рассматриваемых вопросах и проблемах, соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом, глубину восприятия литературного материала, способность к личной интерпретации литературного материала; выражение в работе собственной читательской и человеческой позиции.

  1. Оригинальность сочинения.
    Критерий позволяет выявить и оценить наличие в сочинении оригинальной авторской составляющей, которая вносит в текст неповторимость, индивидуальность и способствует усилению его воздействия на читателя. Это могут быть оригинальные образы, необычная (нелинейная) композиция, особенности стиля и словоупотребления (в рамках норм литературного языка).
  2. Художественность сочинения.
    Критерий позволяет оценить творческую и языковую составляющую творческой работы. Художественность может достигаться использованием различных стилистических приемов, изобразительно-выразительных средств языка (тропов и стилистических фигур), богатством и разнообразием лексики, умелым использованием разнообразных синтаксических конструкций.
  3. Общее читательское восприятие текста сочинения. – Дополнительный (вариативный) балл.
    Дополнительный балл участник конкурса может получить от члена Жюри как читателя оригинального авторского текста, если текст сочинения произвел на читающего сильное впечатление благодаря каким-то своим качествам, которые невозможно оценить в соответствии с перечисленными выше установленными критериями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГКОМИТЕТ

Всероссийского конкурса сочинений (муниципальный уровень)

  1. Асланова Е.А., председатель, начальник отдела образования Предгорного муниципального района.
  2. Яровенко Н.Ф., заведующая методическим отделом МКУ «Центр» Предгорного муниципального района.
  3. Петлюхова О.К., руководитель МО учителей русского языка и литературы.
  4. Шаула Дмитрий Владимирович, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ№26.

 

 

 

 

 

 

ЖЮРИ

 

Всероссийского конкурса сочинений (муниципальный уровень)

1.Петлюхова О.К. – председатель, руководитель РМО.

2.Айвазова Л.М., методист отделом МКУ «Центр» Предгорного    муниципального района.

3.Соломко Н.А., учитель русского языка и литературы СОШ№1.

4.Чугуевская О. Н.,учитель русского языка и литературы ООШ№65.

5.Самсонова С.В., учитель русского языка и литературы ООШ№21.

6.Дибижева Т.Н., учитель русского языка и литературы СОШ№7.

7.Лашманова Е.А.. зам.директора по УВР МБОУСОШ№1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета участника  Всероссийского конкурса сочинений 2015 г.

Имя, фамилия участника
ФИО преподавателя
Название работы
Тема сочинения
Возраст, школа, класс
Станица/поселок/село
Предгорный район
Адрес школы (указывать индекс), телефон (с кодом населенного пункта)
Домашний адрес (указывать индекс), телефон (с кодом населенного пункта), мобильный телефон
e-mail (если есть)
Личная подпись участника, подтверждающая его согласие на участие в конкурсе и