I. Цели и задачи проведения Всероссийского конкурса сочинений
Цели проведения Всероссийского конкурса сочинений:
- возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные компетенции учащегося на разных этапах обучения и воспитания личности;
- обобщение, систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развития связной письменной речи учащихся в целом.
Задачи проведения Всероссийского конкурса сочинений:
- создать условия для самореализации учащихся, повышения их социальной и творческой активности;
- укрепить положительное отношение подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям;
- актуализировать идею грамотного владения русским языком и знание художественной литературы;
- предоставить учащимся возможности продемонстрировать приобретенные коммуникативную, речеведческую, литературоведческую компетенции при создании текста;
- развить интерес и стимулировать учащихся к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;
- актуализировать умения учащихся в области применения языка в ситуации создания текста;
- выявить литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста;
- привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования; к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;
- продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
- получить внешнюю оценку образовательного результата, закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных гуманитарных проблем.
- способствовать распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
- привлечь внимание педагогических работников к проблемам развития связной письменной речи учащихся и обучения написанию сочинения как метапредметного результата образования;
- обеспечить дополнительные условия для профессиональной самореализации и самооценки учителя, совершенствования его профессиональных компетенций в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений.
II. Этапы проведения Всероссийского конкурса сочинений
Всероссийский конкурс сочинений проводится не позднее 1 ноября 2015 г. (общее число участников – не менее 300 человек из не менее 50 субъектов Российской Федерации) в 4 этапа:
1 этап – школьный, очный (21 сентября)
2 этап – муниципальный, заочный.
3 этап – региональный, заочный.
4 этап – федеральный, заочный.
Определение победителей и призеров Конкурса на федеральном уровне – до 30 октября 2015 г.
Конкретные сроки и регламент проведения Конкурса будут объявлены Приказом Министерства образования и науки РФ в августе 2015 г.
III. Правила участия во Всероссийском конкурсе сочинений
Участие в Конкурсе принимают учащиеся 4-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных организаций Российской Федерации на добровольной основе.
Конкурс должен способствовать созданию ситуации успеха для значительного числа учащихся разных возрастов и различных физических возможностей. В связи с этим необходимо уйти от сложившегося мнения, что только избранные, обладающие особыми литературными способностями школьники, должны принимать участие в подобных конкурсах.
Выделяются следующие группы участников Конкурса:
- учащиеся 4 – 5 классов;
- учащиеся 6 – 7 классов;
- учащиеся 8 – 9 классов;
- учащиеся 10 – 11 классов.
Такое деление обосновано возрастными особенностями развития у учащихся текстовой компетенции, а также особенностями содержания и построения курсов русского языка и литературы в рамках общего образования.
IV. Тематические направления Конкурса
- Поскольку 2015 год объявлен в России Годом литературы, тематика Конкурса посвящена российским поэтам и писателям, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 году, а также юбилеям литературных произведений.
Писатели-юбиляры 2015 г. (примерный список):
- 270 лет со дня рождения Д.И. Фонвизина
- 220 лет со дня рождения А.С. Грибоедова
- 215 лет со дня рождения Е.А. Боратынского
- 200 лет со дня рождения П.П. Ершова
- 195 лет со дня рождения А.А. Фета
- 180 лет со дня рождения Н.Г. Помяловского
- 160 лет со дня рождения В.М. Гаршина
- 155 лет со дня рождения А.П. Чехова
- 150 лет со дня рождения Д.С. Мережковского
- 145 лет со дня рождения А.И. Куприна и И.А. Бунина
- 135 лет со дня рождения А. Белого, А.А. Блока, А.С. Грина, С. Черного
- 130 лет со дня рождения В. Хлебникова
- 125 лет со дня рождения Б.Л. Пастернака
- 120 лет со дня рождения С.А. Есенина
- 110 лет со дня рождения М.А. Шолохова
- 105 лет со дня рождения А.Т. Твардовского, Ю.П. Германа, О.Ф. Бергольц
- 100 лет со дня рождения К.М. Симонова, В.М. Тушновой
- 95 лет со дня рождения Ф.А. Абрамова, Ю.М. Нагибина, Д.С. Самойлова
- 90 лет со дня рождения Ю.В. Трифонова, Е.И. Носова
- 85 лет со дня рождения Ю.С. Рытхэу
- 75 лет со дня рождения И.А. Бродского
Литературные произведения-юбиляры 2015 года (примерный список):
- 250 лет первой публикации книги «Басни» И.А. Крылова
- 225 лет книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
- 215 лет со времени первого издания древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве»
- 195 лет поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
- 190 лет драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»
- 185 лет драматическому циклу А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» и сборнику «Повести Белкина»
- 180 лет книге Н.В. Гоголя «Миргород», драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и роману И.И. Лажечникова «Ледяной дом»
- 175 лет роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- 170 лет роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди» и комедии А.Н. Островского «Лес»
- 160 лет книге Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы»
- 155 лет роману И.С. Тургенева «Накануне»
- 150 лет повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
- 145 лет трагедии А.К. Толстого «Царь Борис» и сатирическому роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
- 140 лет роману Ф.М. Достоевского «Подросток» и комедии А.Н. Островского «Волки и овцы»
- 135 лет роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
- 120 лет поэтическому сборнику «В безбрежности» К.Д. Бальмонта, рассказам М. Горького «Старуха Изергиль» и «Челкаш»
- 115 лет поэтическим сборникам «Горящие здания» К.Д. Бальмонта, «Tertia Vigilia» («Третья стража») В.Я. Брюсова и рассказу И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
- 110 лет повести А.И. Куприна «Поединок»
- 105 лет сборнику стихотворений М.И. Цветаевой «Вечерний альбом»
- 100 лет сборнику И. Северянина «Ананасы в шампанском», поэме А.А. Блока «Соловьиный сад», поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»
- 85 лет поэме В.В. Маяковского «Во весь голос»
- 95 лет поэме С.А. Есенина «Сорокоуст»
- 90 лет поэме С.А. Есенина «Анна Снегина», роману Ю.Н. Тынянова «Кюхля», сказке К. Чуковского «Бармалей», поэме В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
- 85 лет роману А.П. Платонова «Котлован», книге Б.С. Житкова «Рассказы о животных»
- 75 лет роману М.А. Шолохова «Тихий Дон», повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
- 70 лет поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», роману А.Н. Толстого «Петр I», книге М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
- 60 лет поэтическим сборникам Р.И. Рождественского «Флаги весны» и Н.А Заболоцкого «Некрасивая девочка», повести В.Ф. Пановой «Серёжа», поэме «Дядя Стёпа – милиционер» С.В. Михалкова
- 50 лет роману А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу», поэтическому сборнику Р.И. Рождественского «Радиус действия», роману Н.Н. Носова «Незнайка на Луне»
- 45 лет поэтическому сборнику Б.А. Ахмадулиной «Уроки музыки», повести В.Быкова «Сотников»
- 40 лет роману А.И. Солженицына «Бодался теленок с дубом», повести Ю.И. Коваля «Недопёсок», повести А.Г. Алексина «Третий в пятом ряду»
- 25 лет поэтическому сборнику А.А. Вознесенского «Аксиома самоиска»
- 15 лет со времени начала публикации цикла Б.Акунина «Приключения Эраста Фандорина»
- В 2015 году в России мы отметили 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому эта тема также включается в тематику конкурсных работ. Сочинения в рамках этого тематического направления могут быть посвящены книгам о войне, творчеству писателей и поэтов-фронтовиков, военным событиям в истории региона, города или населенного пункта, мемориалу ВОВ, установленному на родине участника Конкурса, страницам войны в истории одной семьи, рассказу о конкретном человеке – участнике боевых действий или работнике тыла, рассказу о военном детстве членов семьи и т.д.
- Еще одним тематическим направлением Конкурса является история российского предпринимательства и его связь с историей культуры России. Сочинения в рамках этого тематического направления могут быть посвящены фактам биографии русских предпринимателей-меценатов; истории создания и современной жизни культурных учреждений, музеев и памятников, созданных при поддержке предпринимателей-меценатов.
Рабочая группа регионального этапа Конкурса производит отбор нескольких тематических направлений (в соответствии с Положением о Конкурсе), из которых не менее 3-х должны быть посвящены авторам-юбилярам и книгам-юбилярам; 1 – Великой Отечественной войне; 1 – истории российского предпринимательства. Таким образом, на уровне региона может быть выбрано не менее 5 тематических направлений. Выбор производится с учетом литературных и культурных традиций региона. Например, в Чукотском АО, скорее всего, целесообразно выбрать в качестве одного из авторов-юбиляров Ю. Рытхэу, в Ростовской области – направление, связанное с творчеством М.А. Шолохова, в Крыму – с творчеством А. Грина, в Севастополе – с юбилеем книги Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы» и т.д. Тематику истории российского предпринимательства можно раскрыть на примере объектов культуры родного края, в создании, восстановлении или поддержке которых в прошлом и настоящем принимали участие российские предприниматели.
При выборе тематических направлений следует учитывать интересы и возможности участников Конкурса младшей возрастной группы, т.е. как минимум одно тематическое направление должно быть посвящено авторам произведений для детей или книгам для детей младшего школьного возраста.
В соответствии с выбранными на региональном уровне тематическими направлениями происходит подготовка участников к Конкурсу. Представляется целесообразным в целях обеспечения психологического комфорта учащихся-участников Конкурса объявление за неделю до проведения школьного этапа Конкурса тематических направлений сочинений, которые определит региональная Рабочая группа.
Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции учащегося, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.
V. Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям
- «История моего знакомства с …. (писателем или произведением)». Жанр – рассказ.
- «О чем книги говорят по ночам». Жанр – сказка.
- «Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)». Жанр – письмо.
- «Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина». Жанр – заочная экскурсия.
- «Не гаснет памяти свеча». «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого». Жанр – очерк.
- «Слово о Грибоедове». Жанр – слово.
- «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека» (Белинский), (размышления о романе, например, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского» или «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина»). Жанр – эссе.
- «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»). Жанр – эссе.
- «В нашем городе есть памятник…» (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне; о памятнике или культурном объекте, созданном при поддержке предпринимателей-меценатов). Жанр – очерк, заочная экскурсия.
- «История страны – это история людей» (о конкретном человек или семье в годы ВОВ, о ком-то из российских меценатов). Жанр – рассказ, очерк.
Данные примеры являются ориентировочными. Использование предложенных формулировок в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.
VI. Жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений
В соответствии с целями и задачами Конкурса, возрастными особенностями учащихся и требованиями к результатам образования, определяемыми ФГОС и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений:
Рассказ
1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Сказка
1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.
2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.
Письмо
1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.
Заочная экскурсия
1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.
2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.
Очерк
1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.
3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.
Слово
1. Жанр ораторской прозы и публицистики.
2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.
3. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.
Эссе
1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
4. В современном литературоведении – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.
VII. Критерии оценки сочинений
Система критериев оценивания конкурсных работ направлена на выявление:
- личностного уровня восприятия темы и ее интерпретации учащимся;
- заинтересованности пишущего в предмете речемыслительной деятельности;
- способности выдвигать оригинальную идею, формулировать собственную концепцию, версию прочтения, аргументировать свою позицию;
- коммуникативных, диалогических способностей учащегося: умение согласовывать свое и чужое, новое и данное, вступать в диалог с иной точкой зрения, встраиваться в жанровую форму и преобразовывать ее;
- языковых и речевых умений учащегося: богатство и живость языка, владение нормами литературного языка и правилами текстопостроения;
- уровня развития функциональной грамотности и общей культуры оформления текста.
Исходя из целей и задач конкурса, тематических направлений и определения жанровой специфики конкурсных работ, разработаны критерии оценки сочинений, участвующих в Конкурсе.
- Соответствие сочинения тематическим ограничениям, заданным требованиями конкурса
Критерий позволяет выявить и оценить степень понимания участником тематики конкурса, умение создавать текст на определенную тему, размышлять в заданном тематическом поле, знание литературного материала, входящего в тематику конкурса.
2.Соответствие содержания сочинения теме и выбранному тематическому направлению
Критерий позволяет оценить авторский подход к созданию сочинения в контексте заданных тематических направлений, соотнесенность с заданным тематическим направлением, адекватность выбранному жанру и историко-литературному или литературному материалу (личность писателя либо те или иные аспекты анализа художественного произведения), соответствие темы содержанию, а также коммуникативные качества текста: наличие или отсутствие коммуникативного замысла, четкое понимание того, какие идеи, мысли, открытия, ценностные установки автор хочет донести до читателя, цельность и понятность коммуникативного замысла, адекватность коммуникативного замысла и его воплощения в тексте.
- Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра)
Критерий позволяет выявить и оценить степень владения участником знаниями и умениями в области жанровых особенностей текстов, умение создавать собственный текст с опорой на характерные признаки жанра, понимание взаимозависимости содержания и жанра текста, обоснованность выбора того или иного жанра для выражения собственного коммуникативного замысла.
- Композиция сочинения
Критерий позволяет выявить и оценить композиционные качества сочинения, умения автора в области построения связного письменного текста: наличие и цельность композиции, наличие вычленяемых композиционных элементов, логичность их расположения и соразмерность относительно друг друга, соответствие композиции выбранному жанру и логике развития мысли.
- Личностное восприятие тематики и проблематики сочинения.
Критерий позволяет выявить и оценить уровень заинтересованности автора в рассматриваемых вопросах и проблемах, соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом, глубину восприятия литературного материала, способность к личной интерпретации литературного материала; выражение в работе собственной читательской и человеческой позиции.
- Оригинальность сочинения.
Критерий позволяет выявить и оценить наличие в сочинении оригинальной авторской составляющей, которая вносит в текст неповторимость, индивидуальность и способствует усилению его воздействия на читателя. Это могут быть оригинальные образы, необычная (нелинейная) композиция, особенности стиля и словоупотребления (в рамках норм литературного языка). - Художественность сочинения.
Критерий позволяет оценить творческую и языковую составляющую творческой работы. Художественность может достигаться использованием различных стилистических приемов, изобразительно-выразительных средств языка (тропов и стилистических фигур), богатством и разнообразием лексики, умелым использованием разнообразных синтаксических конструкций. - Общее читательское восприятие текста сочинения. – Дополнительный (вариативный) балл.
Дополнительный балл участник конкурса может получить от члена Жюри как читателя оригинального авторского текста, если текст сочинения произвел на читающего сильное впечатление благодаря каким-то своим качествам, которые невозможно оценить в соответствии с перечисленными выше установленными критериями.
ОРГКОМИТЕТ
Всероссийского конкурса сочинений (муниципальный уровень)
- Асланова Е.А., председатель, начальник отдела образования Предгорного муниципального района.
- Яровенко Н.Ф., заведующая методическим отделом МКУ «Центр» Предгорного муниципального района.
- Петлюхова О.К., руководитель МО учителей русского языка и литературы.
- Шаула Дмитрий Владимирович, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ№26.
ЖЮРИ
Всероссийского конкурса сочинений (муниципальный уровень)
1.Петлюхова О.К. – председатель, руководитель РМО.
2.Айвазова Л.М., методист отделом МКУ «Центр» Предгорного муниципального района.
3.Соломко Н.А., учитель русского языка и литературы СОШ№1.
4.Чугуевская О. Н.,учитель русского языка и литературы ООШ№65.
5.Самсонова С.В., учитель русского языка и литературы ООШ№21.
6.Дибижева Т.Н., учитель русского языка и литературы СОШ№7.
7.Лашманова Е.А.. зам.директора по УВР МБОУСОШ№1.
Анкета участника Всероссийского конкурса сочинений 2015 г.
Имя, фамилия участника | |
ФИО преподавателя | |
Название работы | |
Тема сочинения | |
Возраст, школа, класс | |
Станица/поселок/село | |
Предгорный район | |
Адрес школы (указывать индекс), телефон (с кодом населенного пункта) | |
Домашний адрес (указывать индекс), телефон (с кодом населенного пункта), мобильный телефон | |
e-mail (если есть) | |
Личная подпись участника, подтверждающая его согласие на участие в конкурсе и |